Воскресенье
05.05.2024
01:28
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Педагогическая траектория
Главная Регистрация Вход
Консультации для родителей.Подвижные игры для детей с нарушениями зрения. »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Подвижные игры для детей с нарушением зрения.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огром­ное значение  в развитии  сохранных функ­ций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д. (Маллаев Д.М., 1992). В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчи­нять свои желания правилам игры. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники. При выборе игр следует учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовленность, зрительные нарушения. При организации подвижной игры нельзя ставить детей к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свисток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети предупреждаются. Во время игры воспитатель контролирует поведение играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры. В организации подвижных игр целесообразно учитывать следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности.
С учетом этого классификация подвижных игр выглядит следующим образом:
1. Игры на профилактику нарушений осанки.
К ним относятся игры, связанные с большой подвижности лазанием, ползанием, выпрямлением,
2. Игры на профилактику плоскостопия: игры небольшой подвиж­ности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких пред­метов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.
3. Игры на развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удер­жание мешочка на голове, его переносы.
4. Игры на развитие координации рук и ног: включают задания на одно­временные, поочередные движения рук и ног.
5. Игры на развитие пространственной ориентировки:
- игры на ориентировку в микропространстве;
- игры на ориентировку в большом пространстве.
6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.
7. Игры на развитие бинокулярного зрения:
- при сходящемся косоглазии;
-  при расходящемся косоглазии.
8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.
9. Игры для отдыха глаз.
10. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, вынос­ливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости),
11. Игры на развитие слуховой ориентировки.
12. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.
Все игры предусматривают воспитание следующих качеств лич­ности ребенка с нарушением зрения: смелость, активность, нас­тойчивость, общение, социальная адаптация. В играх детей широко использует­ся специальное оборудование: мячи, окрашенные в один цвет, оранжевый, красный, желтый, зеленый, наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза, размер зрительных ориен­тиров в играх подбирается с учетом зрительных возможностей детей; широко используются индивидуальные зрительные ориен­тиры в виде цветных геометрических фигур.
Каждая игра решает опре­деленные задачи: развитие координации движений, ориентиро­вание, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, вынос­ливость, скорость, умение согласовать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнение правил игры, воспитание во­ли, настойчивости. Каждая игра решает не одну задачу, а несколь­ко и какая-то из них является главной, ведущей, она должна быть осознана педагогом и реализована в игре.
Педагоги должны так организовать  игру, чтобы в ней смогли участвовать все дети, т.е. опять ставится вопрос о диффе­ренцированном подходе при проведении подвижной игры. Наблю­дения за играми выявили своеобразия подвижной игры у детей с нарушением зрения; дети боятся включаться в коллективные игры, их пугает большое количество участников, сдерживает боязнь столкновения в игре, боязнь разбить очки, большинство детей ис­пытывает страх перед предстоящей быстротой передвижения. Во время игры дети не полностью используют свои двигательные воз­можности (например, в игре «Чье звено скорее соберется»). В этой игре указывается место сбора звена, как правило, дети ста­раются находиться поблизости своего ориентира, а в связи с этим дети недостаточно активно двигаются, снижается эмоциональный интерес к игре. Не выполняется и основная цель в игре — ориентировка в большом пространстве. При организации подвижных игр учитываются принципы их отбора:

1. В игре не должен повторяться тот вид движений, в которых только что упражнялись дети, т.к. в основном движении и игре решается одна и та же задача. Однообразные движения воздействуют на одни и те же группы мышц, и быстро утомляет организм ребенка.
2. Обязательно учитываются зрительные нарушения всех детей и в зависимости от этого планируются игры.При проведении игр всегда особое значение имеют правила безопасности. Организация игры: взрослый воспитывает умение  детей строго выполнять правила, обеспечивающие безопасность.

Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии

1. Прокатывание мяча в ворота.
2. Прокатывание мяча вокруг кеглей.
3. Прокатывание мяча вокруг кубов.
4. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо).
5. Скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка).
6. Забрось мяч в ведерко, лунку (перпендикулярно).
7. Отбивание мяча об пол (стоя, ходить по комнате, прыгая) стихами.
8. Прокати мяч назад (индивидуально и коллективно).
9. Забрось мяч в корзину с расстояния.
10.  Оттолкни мяч от себя.
11.  Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места).
12.  Подкати мяч ногами (сидя на полу),
13.   «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).
14. Футбол.
15.   Проведи мяч ногой (дается определенное расстояние).
16.  Докати мяч до флажка.
17.  Сбей кеглю (прокатывая).
Направление взгляда вниз и вблизь вызывает напряжение конвергенции и сведение зрительных осей, поэтому игры в основном подбираются и проводятся с направлением взгляда вниз и вблизь.

Игры с мячом для детей при сходящемся косоглазии:

1. Бросание и ловля мяча (друг другу).
2. Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлоп­ками).
3. Бросание о стену и ловля отскочившего мяча.
4. Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).
5. Забрасывание мяча в кольцо.
6. Игра с мячом через сетку.
 7. Бросание и ловля мяча через веревку, натянутую выше роста ребенка.
 8. Закати мяч на горку (доску или любой возвышенный пред­мет).
9. Попади мячом в цель (подвижную и неподвижную).
10. Сбей кеглю или другую игрушку (бросая).
11. Чей мяч выше подлетит.
12 Поймай шарик (на удочку).
13. Кто первый принесет мяч (бросать можно и вверх и вдаль).
14. Кто дальше бросит мяч.
15. Бросание мяча через обруч.
16. Бадминтон.
17. Мяч — чижик.

 

 

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • <Администрация г.Березники
  • < Комитет по вопросам образования г.Березники
  • <МБС(К)ОУ С(К)ОШ №3 VIII вида
  • <Портфолио учителей